Суббота, 18.05.2024, 19:57

Сайт учителя немецкого языка Бубенцовой Т.Е.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская деятельность как основное средство формирования
    Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская деятельность как основное средство формирования и развития социальной компетентности учащихся. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации .Эти задачи были выделены президентом РФ Д.А.Медведевым по реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа» , Одна из эффективных современных моделей школ, способных воспитать конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан является модель общественно-активной школы. Общественно-активная школа стремится быть не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, ресурсным центром местного сообщества. Важнейшая задача общественно-активной школы – помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном мире. Социальная компетентность не только помогает ребенку конструктивно строить отношения с другими людьми, эффективно взаимодействовать с ними. Она также способствует его хорошему личностному самочувствию, является важным условием достижения им своих собственных жизненных целей, позволяет продуктивно участвовать в трудовых процессах, экономической и политической жизни страны, быть хорошим семьянином и гражданином. Говоря о современных тенденциях в образовании, можно выделить такую основную тему, как «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в ОУ» Использование проектно-исследовательского метода в обучении учащихся способствует формированию и развитию социальной компетентности, т.е. способности к волевой саморегуляции поведения, способности анализировать , способности воспринимать точку зрения другого человека, способности брать на себя ответственность за что-либо или кого-либо, способности к самостоятельности и самодисциплине. Проектная технология не является новой, но в настоящее время стала наиболее востребованной и инновационной в основном по двум причинам: 1. Выстроилась стратегическая линия развития образования, и она говорит о том, что стремительные изменения в обществе, требуют от человека новых качеств личности. Прежде всего, речь идет о самостоятельности в принятии решений, инициативности, способности к творческому мышлению. Эта задача возлагается на школьное образование, именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Выпускник средней школы, у которого будут сформированы элементарные качества исследователя быстрее разовьет их в ВУЗе или в другом учебном заведении, а затем будет трудиться более эффективно и принесет обществу больше пользы. 2. Компетентностный подход в обучении школьников, который может быть реализован в полной мере только при применении проектно-исследовательской технологии обучения. Работа педагогического коллектива МОУ СОШ № 4 г.Ртищево Саратовской области по проектно-исследовательской технологии начала осуществляться с 2001 года. Это была внеурочная работа с учащимися по подготовке к научно-практической конференции. Данным видом деятельности было охвачено не более 5% учащихся старших классов. Затем было организовано школьное научное общество (НОУ). Целенаправленная работа с учащимися в нем имела положительные результаты: · Росло число учащихся, охваченных проектным видом деятельности. (проектной - исследовательской деятельностью стали охвачены и учащиеся среднего звена) · Росло число участников районной научно-практической конференции «Старт в науку» и число призовых мест. Учебный годЧисло проектовПризовые места
    2007-20081935%
    2008-20092340%
    2009-20102646%
    · Повысилась активность школьников в конкурсах различного уровня; · В проектную деятельность включились младшие школьники – учащиеся 3-4 классов, которые в течение последних четырёх лет активно участвуют в Фестивале проектных и исследовательских работ младших школьников «Начало». Опыт работы педагогического коллектива по организации внеурочной проектной деятельности педагогический коллектив школы представлял на районных семинарах руководителей школ города и района в 2002 году (семинар завучей) и в 2005 году (семинар директоров общеобразовательных учреждений). Компетентностный подход в обучении требует от современного учителя формирования исследовательских компетенций школьников не только во внеурочной работе, но и на уроке. Наиболее активно коллектив школы стал работать в этом направлении в 2008-2009 учебном году. 2008-2009 учебный год явился подготовительным к открытию в школе муниципальной экспериментальной площадки « Проектно-исследовательская деятельность учащихся в учебно-воспитательной работе». Было проведено диагностическое исследование профессиональных умений и знаний педагогов по данному вопросу. Вывод: более 50% учителей имеют поверхностные знания методики проектной технологии и ее применения на уроке, а именно: · затрудняются в организации аналитической деятельности школьников, · затрудняются в моделировании проектного урока, · затрудняются в осуществлении на уроке функции учителя как координатора, консультанта или руководителя проекта. Поэтому было принято решение, что необходимо начать с теоретической подготовки учителей. Был подготовлен и проведён методический семинар по теме: «Организация исследовательской деятельности учащихся». На первом занятии изучены «Теоретические вопросы организации проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время». На втором – проведен практикум по теме: «Исследовательский проект как ведущая деятельность в организации предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При проведении семинара были задействованы учителя, хорошо владеющие теорией и практикой вопроса. C целью формирования полученных знаний, была проведена методическая неделя по использованию проектной методики на уроках различных образовательных областей. Не у всех учителей получалось одинаково хорошо, но был уже положительный опыт, на который можно было опираться. 2009-2010 учебный год стал первым этапом реализации экспериментальной работы. Основная цель: Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей и учащихся. Основное содержание педагогической деятельности в рамках эксперимента мы определили следующим образом: организация курсовой и самообразовательной подготовки учителей и индивидуальных консультаций по содержанию и методам проведения исследовательской деятельности, проведение методического семинара, педагогического совета и открытых уроков; активизация творческой активности педагогов; дальнейшее развитие внеурочной проектной деятельности школьников всех ступеней обучения; мониторинги профессионального развития педагогов и результативности запланированных мероприятий; корректировка задач и содержания второго этапа эксперимента. Проведен методический семинар по теме: «Учимся решать проблемы: развитие критического мышления младших школьников». В работе семинара задействованы учителя, прошедшие курсовую подготовку. Проведен педагогический совет «Проектная деятельность как средство стимулирования творческой активности школьников. В рамках подготовки к педагогическому совету проведена методическая неделя с показом открытых уроков. Открытые уроки показали возросшую методологическую грамотность учителей, отличались положительными действиями педагогов по организации делового сотрудничества, формирования мотивации, включение учащихся в исследование. Положительный опыт работы учителей и учащихся школы был представлен на районном семинаре завучей, получив высокую оценку работы педагогическом коллектива в этом направлении. В прошлом учебном году 16% , в текущем учебном году 34% учителей прошли курсы в дистанционном режиме при СарИПКиПРО по программе «Проектная деятельность с использованием информационных технологий». Проекты, создаваемые школьниками, различны : практико-ориентированные, творческие, прикладные информационные, социально- значимые, творческие и другие. Надо отметить, что проекты создаются не только в рамках школы: учитель-ученик. К созданию проектов привлекаются и родители, и общественность, и различные структуры. В нашей школе проектно-исследовательской деятельность охвачено 76 % учителей. Возросла творческая активность педагогов, увеличилось число участников муниципальных, всероссийских и региональных мероприятий. 2010-2011 учебный год - год реализации второго муниципального эксперимента «Проектно -исследовательская деятельность учащихся в учебно-воспитательной работе» Основная цель: Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей и учащихся. Управление становлением их исследовательской культуры. Расширение связей с общественностью и различными структурами ( при создании проектов.) Содержание деятельности: Системное планирование и реализация учебно-воспитательной работы в классах разного уровня обучения с применением интенсивных форм образовательной деятельности ( интегрированные уроки, учебная работа с применением научного эксперимента и др.) Групповые и индивидуальные консультации для учителей и учащихся по содержанию и методам проведения научного и методического исследования. Стимулирование работы учителей. Работа обучающего семинара для учителей, построенная по типу творческой лаборатории .Поддержание традиций школы, отражающих научно- исследовательскую направленность образования. Продолжение психологической работы по отслеживанию интеллектуального и личностного развития педагогов и учащихся с помощью диагностических средств. В этом учебном году был проведен обучающий семинар для педагогов « Проектно-исследовательская деятельность учащихся» ( по типу творческой мастерской); проведён педагогический совет «Компетентность учителя как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетенций обучающихся», где были представлен опыт школы по проектно-исследовательской деятельности с привлечением родителей, жителей, общественных организаций. Использование проектно-исследовательской технологии в учебно-воспитательном процессе придаёт образованию деятельностный характер, наполняет пространство школьной и окружающий её внешкольной жизни демократическим содержанием, сорганизовывает совместную деятельность детей и других заинтересованных субъектов, опираясь на ресурсы сообщества. Заместитель директора по ОЭР МОУ СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области Т.Е.Бубенцова
    Категория: Мои статьи | Добавил: bubentschu (14.04.2013) | Автор: Бубенцова Татьяна Евгеньевна E
    Просмотров: 532 | Теги: Общественно-активные школы в контек | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: